СОШ №15 Средняя общеобразовательная школа №15

Социально-психологическая служба

Социально-психологическая служба в школе предназначена для организации активного сотрудничества как администрации, педагогов, учеников и родителей между собой, так и внешних социальных структур с ними для оказания реальной квалифицированной, всесторонней и своевременной помощи детям. В рамках этой службы осуществляется социально-психологическое изучение детей для организации индивидуального подхода к ним, оказывается социально — психологическая помощь детям, родителям, учителям. Проводится психопрофилактическая работа и работа по первичной социально-психологической коррекции и реабилитации.

В ходе социально — психологической работы с педагогами, учащимися и их семьям важно достичь понимания и принятия друг друга. Для ребенка реальны: семья, школа (коллектив формально определенных сверстников), двор (неформальный коллектив сверстников, который он выбрал сам).

В социальном смысле среда обитания ребенка определена достаточно ясно: родитель — ребенок — учитель.

Объектом работы социального педагога и психолога является каждый учащийся школы и особое место занимает социально дезадаптированный ребенок и подросток, для которого значимыми могут быть только конструктивные контакты со взрослыми, контакты — адекватные и взаимные. Поэтому в работе с детьми необходимо убедить их, что действительно важно понимание их мотивов и проблем, только тогда можно говорить о результативной деятельности.

 Цель работы социально — психологической службы:

Содействие социально — психологическому здоровью, образовательным интересам и раскрытию индивидуальности личности ребенка.

 Задачи:

  • создать условия, способствующие социальной адаптации учащегося;
  • выявить индивидуальные качества личности ребенка;
  • оказать помощь в достижении позитивного разрешения проблем.

 В своей деятельности мы выбрали следующие направления:

Практическое направление предусматривает работу с детьми, родителями, педагогами.

  • Психосоциальная профилактическая работа определяется необходимостью формировать у педагогов и детей потребность в психологических, правовых, морально- нравственных знаниях, своевременно предупреждать возможные нарушения в становлении личности и интеллекта ребенка.
  • Психодиагностическая работа направлена на углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка на протяжении всего периода обучения в школе, выявление индивидуальных особенностей, определение причин нарушений в учении.
  • Развивающая и коррекционная работа предусматривает активное воздействие психолога на развитие личности и индивидуальности ребенка. Это определяется необходимостью обеспечения соответствия развития ребенка возрастным нормативам, оказания помощи педагогическому коллективу в индивидуализации воспитания и обучения детей, развитии их способностей и склонностей.
  • Консультативная работа направлена на консультирование взрослых и детей по вопросам развития, обучения, воспитания.

Социально — педагогическое направление ставит перед собой решение следующих задач:

  • сформировать у ребенка позитивные ценностные отношения к обществу, учебе, труду, людям, самому себе, общественным нормам и законам;
  • оказать семье учащегося квалифицированную педагогическую помощь в воспитании детей.

Структура работы службы:

Специалисты социально — психологической службы работают с отдельной личностью, с отдельным ребенком, а если с группой, то небольшой, если с семьей, то с каждой в отдельности. Основное назначение службы — это психологическая и социальная защита ребенка, подростка, оказание ему психологической, социальной помощи, умение организовать его обучение, его реабилитацию и адаптацию в обществе.

Функции службы:

  • Изучает ребенка, его состояние, отношения в семье, в школе, с группой, во дворе, его состояние в стадии конфликта
  • Оказывает помощь ребенку, попавшему в беду. Важно найти пути, варианты выхода из кризиса, поддержать в трудное время.
  • Анализирует состояние социально — психологического воспитания в различных социальных сферах, окружающих ребенка и воздействующих на него.
  • Направляет деятельность учащегося на самовоспитание, самообучение и умение самостоятельно организовать свою жизнь и поступки.
  • Координирует и объединяет работу различных специалистов, организаций, решающих проблемы ребенка, имеющих отношение к состоянию его кризиса, к защите его прав.
  • Охраняет и защищает личность, ее права, интересы ит.д.
  • Создает условия для безопасной, комфортной творческой жизни учащихся.
  • Организует социально — психологическую и правовую консультацию для учащихся, педагогов, родителей.
  • Решает конфликтные ситуации между учащимися, педагогами, родителями.
  • Способствует здоровому образу жизни коллектива и каждого его члена.

Принципы работы службы:

  • доступность — возможность получения помощи для всех нуждающихся в ней;
  • своевременность — включение в работу службы на самых ранних стадиях;
  • индивидуализация — индивидуальный подход, где следует учитывать: уровень интеллекта, показатели здоровья, образовательный уровень, особенности личности, социальное положение;
  • комплексность — психологическое изучение личности и коррекция, подъем образовательного уровня, восстановление социального статуса;
  • эффективность — ближайшая, отдаленная, восстановление личности ребенка и активное включение в жизнь;
  • преемственность — единая программа, этапность, непрерывность, обратная связь;
  • многофункциональность — выполнение комплекса разнообразных мер по охране и защите прав личности членов коллектива школы;
  • интеграция — полученная информация должна аккумулироваться в замкнутую систему, обеспечивающую полное сохранение тайны и анонимность респондентов;
  • оперативность — быстрое разрешение или профилактика проблем и противоречий в коллективе школы, у данной личности;
  • репрезентативность — представительство во всех социальных группах учащихся и учет их интересов;
  • адаптация — ориентация на подвижность, отсутствие инертности и быстрое приспособление к изменениям внешней социальной среды, свойств личности и коллектива.

 Методы и формы:

  • изучение документации;
  • беседа;
  • наблюдение;
  • эксперимент;
  • тестирование;
  • анкетирование;
  • анализ;
  • консультирование;
  • индивидуальная работа;
  • групповая работа;
  • диагностика.

Планируемый результат:

  • Повысить социально — психологическую устойчивость учащихся в сферах межличностного, школьного и семейного общения.
  • Мотивировать интересы учащихся к образовательному процессу.
  • Быть способными к переменам, не замыкаясь в себе и стремиться к разнообразию контактов с окружающими людьми.