Социально-психологическая служба в школе предназначена для организации активного сотрудничества как администрации, педагогов, учеников и родителей между собой, так и внешних социальных структур с ними для оказания реальной квалифицированной, всесторонней и своевременной помощи детям. В рамках этой службы осуществляется социально-психологическое изучение детей для организации индивидуального подхода к ним, оказывается социально — психологическая помощь детям, родителям, учителям. Проводится психопрофилактическая работа и работа по первичной социально-психологической коррекции и реабилитации.
В ходе социально — психологической работы с педагогами, учащимися и их семьям важно достичь понимания и принятия друг друга. Для ребенка реальны: семья, школа (коллектив формально определенных сверстников), двор (неформальный коллектив сверстников, который он выбрал сам).
В социальном смысле среда обитания ребенка определена достаточно ясно: родитель — ребенок — учитель.
Объектом работы социального педагога и психолога является каждый учащийся школы и особое место занимает социально дезадаптированный ребенок и подросток, для которого значимыми могут быть только конструктивные контакты со взрослыми, контакты — адекватные и взаимные. Поэтому в работе с детьми необходимо убедить их, что действительно важно понимание их мотивов и проблем, только тогда можно говорить о результативной деятельности.
Цель работы социально — психологической службы:
Содействие социально — психологическому здоровью, образовательным интересам и раскрытию индивидуальности личности ребенка.
Задачи:
- создать условия, способствующие социальной адаптации учащегося;
- выявить индивидуальные качества личности ребенка;
- оказать помощь в достижении позитивного разрешения проблем.
В своей деятельности мы выбрали следующие направления:
Практическое направление предусматривает работу с детьми, родителями, педагогами.
- Психосоциальная профилактическая работа определяется необходимостью формировать у педагогов и детей потребность в психологических, правовых, морально- нравственных знаниях, своевременно предупреждать возможные нарушения в становлении личности и интеллекта ребенка.
- Психодиагностическая работа направлена на углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка на протяжении всего периода обучения в школе, выявление индивидуальных особенностей, определение причин нарушений в учении.
- Развивающая и коррекционная работа предусматривает активное воздействие психолога на развитие личности и индивидуальности ребенка. Это определяется необходимостью обеспечения соответствия развития ребенка возрастным нормативам, оказания помощи педагогическому коллективу в индивидуализации воспитания и обучения детей, развитии их способностей и склонностей.
- Консультативная работа направлена на консультирование взрослых и детей по вопросам развития, обучения, воспитания.
Социально — педагогическое направление ставит перед собой решение следующих задач:
- сформировать у ребенка позитивные ценностные отношения к обществу, учебе, труду, людям, самому себе, общественным нормам и законам;
- оказать семье учащегося квалифицированную педагогическую помощь в воспитании детей.
Структура работы службы:
Специалисты социально — психологической службы работают с отдельной личностью, с отдельным ребенком, а если с группой, то небольшой, если с семьей, то с каждой в отдельности. Основное назначение службы — это психологическая и социальная защита ребенка, подростка, оказание ему психологической, социальной помощи, умение организовать его обучение, его реабилитацию и адаптацию в обществе.
Функции службы:
- Изучает ребенка, его состояние, отношения в семье, в школе, с группой, во дворе, его состояние в стадии конфликта
- Оказывает помощь ребенку, попавшему в беду. Важно найти пути, варианты выхода из кризиса, поддержать в трудное время.
- Анализирует состояние социально — психологического воспитания в различных социальных сферах, окружающих ребенка и воздействующих на него.
- Направляет деятельность учащегося на самовоспитание, самообучение и умение самостоятельно организовать свою жизнь и поступки.
- Координирует и объединяет работу различных специалистов, организаций, решающих проблемы ребенка, имеющих отношение к состоянию его кризиса, к защите его прав.
- Охраняет и защищает личность, ее права, интересы ит.д.
- Создает условия для безопасной, комфортной творческой жизни учащихся.
- Организует социально — психологическую и правовую консультацию для учащихся, педагогов, родителей.
- Решает конфликтные ситуации между учащимися, педагогами, родителями.
- Способствует здоровому образу жизни коллектива и каждого его члена.
Принципы работы службы:
- доступность — возможность получения помощи для всех нуждающихся в ней;
- своевременность — включение в работу службы на самых ранних стадиях;
- индивидуализация — индивидуальный подход, где следует учитывать: уровень интеллекта, показатели здоровья, образовательный уровень, особенности личности, социальное положение;
- комплексность — психологическое изучение личности и коррекция, подъем образовательного уровня, восстановление социального статуса;
- эффективность — ближайшая, отдаленная, восстановление личности ребенка и активное включение в жизнь;
- преемственность — единая программа, этапность, непрерывность, обратная связь;
- многофункциональность — выполнение комплекса разнообразных мер по охране и защите прав личности членов коллектива школы;
- интеграция — полученная информация должна аккумулироваться в замкнутую систему, обеспечивающую полное сохранение тайны и анонимность респондентов;
- оперативность — быстрое разрешение или профилактика проблем и противоречий в коллективе школы, у данной личности;
- репрезентативность — представительство во всех социальных группах учащихся и учет их интересов;
- адаптация — ориентация на подвижность, отсутствие инертности и быстрое приспособление к изменениям внешней социальной среды, свойств личности и коллектива.
Методы и формы:
- изучение документации;
- беседа;
- наблюдение;
- эксперимент;
- тестирование;
- анкетирование;
- анализ;
- консультирование;
- индивидуальная работа;
- групповая работа;
- диагностика.
Планируемый результат:
- Повысить социально — психологическую устойчивость учащихся в сферах межличностного, школьного и семейного общения.
- Мотивировать интересы учащихся к образовательному процессу.
- Быть способными к переменам, не замыкаясь в себе и стремиться к разнообразию контактов с окружающими людьми.